На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Rusbase

1 617 подписчиков

От Zoom до телевизора: как разные страны справились с дистанционным обучением школьников во время пандемии

Централизованный подход

Централизованный подход позволяет охватить большую аудиторию и делает переход на дистанционное обучению более упорядоченным. Но единые платформы не дают возможности выбора, а значит у пользователей не будет альтернативы, если им понадобятся дополнительные функции или если в сервисе возникнут сбои.

К тому же централизованные системы онлайн-обучения, разработанные ещё до начала пандемии, не были рассчитаны на масштабную нагрузку.

Финляндия, Франция и Китай — почти «бесшовный» переход

Финляндия оказалась в числе стран, которые лучше всего справились с адаптацией. Здесь школы продолжили проводить дистанционные занятия по обычному расписанию, используя инструменты класс-менеджмента от разных провайдеров. Педагоги и учащиеся активно работали с этими сервисами и до коронавируса, поэтому переход прошёл достаточно гладко. В то же время официальное общение учителей, школьников и родителей удалось организовать на базе платформы Wilma с календарём, почтой, дневником и доской объявлений. Все эти возможности были доступны даже детям без личных компьютеров — им выдали ноутбуки на дом.

Франции также не пришлось адаптироваться к новым условиям с нуля: в этой стране уже давно существует мощная система дистанционного образования CNED. Когда школы закрылись, на её базе заработала платформа Ma classe à la maison для обучения школьников. Сначала этот сервис не справлялся с возросшей нагрузкой, и некоторым учителям приходилось использовать личные сайты для публикации заданий и сбора домашних работ.

Но когда подключения младших и старших классов разделили по времени, сбои прекратились.

Shuttersock / Ann in the uk

Совершенно другой, уникальный подход продемонстрировал Китай. Здесь в организации дистанционного обучения участвовали сразу несколько крупных компаний, в том числе Alibaba, Baidu и Huawei. Однако в результате всё равно удалось создать централизованную систему. За несколько недель была разработана и запущена единая национальная онлайн-платформа с видеоуроками по всем школьным предметам, электронными учебниками, справочными материалами и тестами. Эта система объединила семь тысяч серверов, и пользоваться ей смогли до 50 миллионов учеников одновременно.

Германия, Австрия и Болгария — уроки по телевизору

В Германии к дистанционному обучению школьников подключился общественно-правовой телеканал ARD. Совместно с баварским Минобразования он запустил программу «Школа на дому». Обычные педагоги также продолжили учить детей, но, как правило, с помощью таких методов как переписка по электронной почте, раздача заданий в виде распечаток и сохранение домашних работ в облачных сервисах.

ТВ-тренд поддержала Австрия, где общенациональный телеканал ORF 1 стал выпускать образовательные программы для школьников с разделением по возрастам. Например, по утрам с 6 до 9 часов — трансляции для дошкольников и младшеклассников, а потом — познавательные документальные фильмы, интересные репортажи и советы для детей от 10 лет. Привлекаются и онлайн-ресурсы. В частности, школьники пользуются системой электронного обучения Moodle, облачными решениями Microsoft и Google.

В свою очередь, Болгария стала показывать обучающие программы на международных спутниковых каналах BNT 2 и BNT 4. Но главным инструментом здесь были вебинары, на которых 65 000 учителей вели уроки для 700 000 школьников — впечатляющий масштаб для страны с 7-миллионным населением.

В целом телетрансляции обучающего контента получили очень широкое распространение во время пандемии. Перечисленные страны — лишь несколько примеров из длинного списка сторонников этого инструмента.

Децентрализованный подход

По причине изобилия сервисов при использовании децентрализованного подхода многие пользователи теряются и не сразу могут найти подходящие платформы. Это может растянуть процесс перехода к онлайн-обучению и сделать его более хаотичным. Однако возможность выбора компенсирует эти недостатки и позволяет школе самостоятельно решить, какая система ей лучше подойдёт. В результате можно в каждом конкретном случае найти оптимальный баланс между методами преподавания, запросами учеников и требованиями учебной программы. Сделать это на уровне отдельных школ гораздо легче, чем на уровне всей страны. Вместе с тем отсутствие единой платформы даёт больше свободы провайдерам, не ограничивая их работу и помогая им быстрее адаптироваться к новым условиям.

Великобритания и Италия — решение принимает каждая школа

Несмотря на свой высокий потенциал, децентрализованный подход далеко не всегда приводил к внедрению самых развитых сервисов в отрасли. Например, в Великобритании этому помешали опасения, связанные с недостаточной защитой данных в популярных мессенджерах и программах для видеоконференций. Поэтому многие британские частные школы, например знаменитый колледж Далвич, стали использовать для занятий свои собственные онлайн-платформы. Государственные школы не могли позволить себе разработку таких сложных решений, поэтому организовали рассылку заданий ученикам по электронной почте.

Shutterstock / Africa Studio

В Италии переход на дистанционное обучение стал полной неожиданностью для учебных заведений и прошёл хаотично. Что неудивительно: здесь школы начали закрывать ещё в феврале — раньше, чем в любой другой европейской стране. Даже в пределах одной школы учителя использовали на онлайн-уроках разные сервисы и платформы, такие как Meet, Classroom, Zoom, Jitsi и Edmodo. При этом серверы не выдерживали нагрузку от одновременного подключения восьми миллионов учеников, и многие дети вообще не могли войти в систему.

США — обилие сервисов и проблемы подключения

В США децентрализованный подход удалось применить гораздо более удачно, хотя масштаб дистанционного обучения здесь значительно шире: закрылись 30 тысяч школ, и 20 миллионов учеников остались дома. В этой стране учителя использовали самый широкий диапазон платформ и форматов — от обмена видеосообщениями через Flipgrid и публикации уроков на YouTube до проведения занятий с помощью специализированных сервисов Blackboard Learn и Google Classroom. А чтобы в учебном процессе было проще сориентироваться, Департамент образования Нью-Йорка открыл на своём сайте раздел Learn At Home с заданиями, программами по разным предметам и ссылками на онлайн-платформы.

Оставалось только решить проблему технической базы. В США у многих школьников нет компьютера или высокоскоростного интернета. Чтобы они также могли скачивать и отправлять задания, библиотеки стали круглосуточно оставлять включёнными сети Wi-Fi, к которым можно было подключаться с парковок. Некоторые школы отправляли к домам учеников автобусы с точками доступа к интернету. В штате Вирджиния «некомпьютеризированным» школьникам даже выдавали ноутбуки и планшеты. А компания HP совместно с Time for Kids, Britannica и NASA запустила программу Turn to Learn, в рамках которой образовательный контент распространялся в печатном виде.

Россия — общие усилия государства и бизнеса

В обычных обстоятельствах российские сервисы дистанционного обучения развивались преимущественно как средства дополнительного образования. Но с началом пандемии они стали активно внедряться и как инструменты преподавания основной школьной программы. Чтобы систематизировать их применение в учебном процессе, Минпросвещения России изучил представленные на рынке решения и предложил список рекомендованных сервисов, из которых учителя могли выбрать наиболее удобные для себя. Среди них «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», платформа для учителей Яндекс.Учебник и другие ресурсы. Чтобы помочь старшеклассникам быстро подготовиться к экзаменам Минпросвещения совместно с партнерами также запустило спутниковый телеканал «Моя школа в online» с уроками по основным предметам. А на телеканале ОТР каждое утро стали проходить телеуроки «Моё просвещение».

Shutterstock / Rido

Большой вклад в организацию удалённых занятий для российских школьников внесли ИТ-компании, которые запустили множество проектов по дистанционному обучению. Например, «Учи.ру», Foxford и GeekBrains адаптировали свои продукты к нуждам школ и предоставили учебным заведениям бесплатный доступ.

«Яндекс» пошёл ещё дальше, создав полноценную онлайн-школу с инструментами для школьников и учителей, которая позволила сохранить для учеников привычный учебный процесс.

Перспективы дистанционного образования в России и в мире

Практика показала, что при любом подходе — централизованном или децентрализованном — платформы школьного дистанционного обучения открывают возможности, востребованные не только в условиях пандемии. Конечно, онлайн-инструменты никогда не станут полноценной заменой обычных уроков. Но, дополняя традиционные подходы, технологические решения могут освободить учителя от рутинных обязанностей, оставляя ему больше времени на работу с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребёнка. Кроме того, современные технологии позволяют лучше организовать учебный процесс, открывая доступ к широкому выбору контента, в том числе мультимедийного.

Вынужденный переход на дистанционное обучение познакомил учителей и школьников с преимуществами и недостатками онлайн-инструментов. Их распространение совсем скоро может достичь уровня, который в обычных условиях мы бы увидели только через два года. По прогнозам ВШЭ, к 2021 году доля «школьного сегмента» должна достичь 1,5% от рынка онлайн-образования (если говорить о распределении услуг частного бизнеса). Но в результате «бума» дистанционного обучения школьников в период самоизоляции эта доля может заметно возрасти.

Фото на обложке: Shutterstock / Maria Symchych
Ссылка на первоисточник
наверх