Год назад на нашей платформе появился необычный сайт. Чаще всего предприниматели собирают на uKit сайт-визитку и изредка его обновляют. А вот владелец закусочной Ярад.рф вел полноценный блог о своем бизнесе, где открыто делился проблемами и цифрами.
И если с дизайном сайта у владельца получилось не очень, то литературный талант у него явно был – читалось столь же увлекательно, как знаменитый блог «Сила ума» Федора Овчинникова (хотя Вадим, герой статьи, говорит, что раньше об Овчинникове не слышал)…
Трансляция блога оборвалась зимой – на самом интересном месте.
Ниже мы приводим краткую выжимку из постов Вадима Григорьева и финал истории, о том, как интернет спас его закусочную от закрытия.Первые деньги
Три года назад Вадим, кадровый военный, служил дежурным офицером при штабе.
«Зарплата составляла десять с чем-то тысяч. У меня росли дети, и я решил, что нужно что-то менять. Между суточными дежурствами как раз бывала пара дней – без дела сидеть не хотелось, стал искать варианты».
Он выяснил – многие автовладельцы не хотят тратить время на поиск и заказ двигателя из-за рубежа. И следующий год в свободное от службы время занимался перепродажей движков: собирал заявки на форумах, передавал их поставщику. Посредничество принесло 1,5 миллиона рублей. Вадим решил вложить деньги в открытие собственного дела и уволился из армии.
«Чтобы строить что-то с нуля, у меня не было опыта. Стал присматриваться к покупке готового бизнеса – но быстро пришел к выводу, что мало кто будет продавать хорошее дело. Тогда я стал подбирать франшизу».
«Кажется, я попал»
Вадим остановился на небольшой франшизе быстрого питания. Общепит выбрал, потому что еда востребована всегда, а в случае успеха – это еще и масштабируемая история.
1. Ошибка первая – цена. «По словам франшизной компании, на открытие ресторана требовалось около 4 миллионов.
Полтора миллиона у меня были, оставшиеся два с половиной мы с женой взяли в кредит. Но итоговые инвестиции в ресторан выросли вдвое. Эти деньги остались висеть на мне.Как итог, с момента открытия я перешел на новый режим жизни – постоянный поиск денег».
2. Ошибка вторая – выбор места. «Я нашел место у метро Царицыно и уже купил 80% оборудования для ресторана (оно дожидалось на складе), но тут сотрудники франшизной компании порекомендовали мне помещение в одном из ТЦ недалеко от МКАД.
Стоимость аренды там была сравнима со расценками крупного московского ТЦ. Но меня убеждали, что все окупится – за счет большого потока посетителей. Что ж, вот цифры. В первый день после открытия мой ресторан посетило 113 человек, во второй – 170, а в третий – уже 208.
Просчитав динамику наперед, я чувствовал себя счастливым и уже выбирал подарки детям. Однако вторая неделя относительно первой "провалилась" на 20%, а третья и четвертая – уже на 25%. Самое интересное, что спустя полгода я слушал эксперта той же компании: и он говорил, мол, не стоило тебе, парень, вообще открываться».
3. Ошибка третья – кассовый разрыв. «Я знал, что рестораны, как правило, выходят "в ноль" только через год-полтора. Первый месяц закрыл с убытком в 683 тысячи. Следующий квартал мы делали все, чтобы расти на 10-15 % в месяц, расходы по-прежнему значительно превышали доходы».
Убытки за четыре месяца работы составили 1,96 миллиона рублей.
«Все время проходило так: звонят из ТЦ, грозят закрыть ресторан из-за образовавшейся задолженности по аренде – я срочно кидаю выручку туда. Затем франшизная компания требует рассчитаться за поставку – я срочно кидаю всю выручку туда. Затем пришло время платить зарплату: ставим на "паузу" ТЦ и поставщика. А параллельно еще нужно платить кредиты»...
4. Ошибка четвертая – договор. «Суть договора по франшизе была в следующем: ты ежемесячно платишь процент от оборота, но при этом он должен быть не менее определенной суммы. Фиксированная сумма сильно подорвала нас в эти первые месяцы.
Я был первым, кто открыл эту франшизу в московском регионе, а головной офис их компании располагался не в столице. В общем, параллельно в мой ресторан стали приводить тех, кто еще только думал о покупке. И как-то краем уха я услышал, что им говорили: “Посмотрите, он вышел на самоокупаемость за первые месяцы”».
5. Ошибка пятая – доверие. «Чтобы как-то сократить издержки, я стал анализировать стоимость закупаемых продуктов. Повышать цены в ресторане в кризис нельзя, значит, надо сокращать себестоимость продукции. Я надеялся, что цена продуктов по франшизе должна быть самой низкой.
Но решил все-таки проверить это.
Взял названия компаний с упаковок, связался с [компаниями] – и получил цену на 15-30% ниже, чем мне продавали "свои". Тут я, наивный, позвонил снабженцу компании – рассказал, что нашел, как закупать эти же товары дешевле... Единственное, чего добился – регулярных претензий и отказа в займах со стороны [франчайзера]».
Больница и первая попытка спастись
«Как-то ночью я, как обычно, с жадностью познавал азы бухгалтерского и управленческого учета и строил стратегические планы по выходу из сложившейся ситуации. И тут меня как будто парализовало: левая сторона тела перестала отзываться... Неужели инсульт?!»
К тому моменту Вадим был в разводе и жил квартире один. Он написал сообщение в соцсети – и ему вызвали скорую. Врачи диагностировали нервный срыв и оставили предпринимателя в больнице.
«Закусочная перешла в управление менеджеров компании. Оставалась надежда, что они исправят ситуацию. Но их акции не работали. Вернувшись в строй, я смог договориться, что начну работать под своей маркой, а контракт мы разорвем. Так появилось текущее название и сайт».
«План выхода из кризиса был таким. Первое – поменять меню. Так появились комплексные обеды – и они вскоре [уже] давали 20% от выручки. Второе – ввести доставку. В первую очередь, для торговцев с ближайшего рынка. Это дало еще +10% к выручке. Третье – оптимизировать штат, оставив только самых эффективных. Четвертое – договариваться с поставщиками напрямую и снижать цены».
А закрывая вечером ресторан, Вадим садился в машину и таксовал, чтобы было на что жить самому.
Ультиматум и письмо миллиардеру
«Оставалась большая проблема – задолженность по аренде в 1,6 миллиона. В начале декабря управляющий ТЦ поставил [условие] – к Новому году долг должен быть погашен».
Так как достать всю сумму было неоткуда, Вадим пошел на отчаянный шаг: стал выяснять, кому в конечном счете принадлежал ТЦ, чтобы убедить владельца реструктуризировать долг. Это оказался человек с 73-й строчки российского Forbes (Роман Авдеев. – Прим. Rusbase).
«Я нашел контакты всех его компаний, контакты в соцсетях – и закинул семь коротких предложений, что можно сделать. Я готов был хоть долю отдать, лишь бы дело не закрылось – втянулся уже. Ответа не было. 28 декабря я собрал сотрудников, раздал деньги к праздникам и предупредил, что мы расстаемся. Потенциальный покупатель на оборудование у меня уже был. А 29-го позвонил менеджер ТЦ и сказал: ”Твое предложение принято. Долг переносится на следующий год и уменьшается вдвое”».
В апреле этого года Вадим сходил на публичную лекцию миллиардера и передал ему второе письмо – с благодарностью – уже лично в руки.
Послесловие от Вадима:
«Вспомните занятия по математике... Нам нужно решить задачу. И поначалу кажется, что ее решить невозможно. Кто-то сдается сразу. Откладывает ручку в строну, смирившись с очередной двойкой. Кто-то ждет, пока задачу решит сосед, чтобы потом списать. Кому-то просто повезло и он решил ее, не понимая алгоритма. А кто-то заставил мозг усиленно работать, разложив каждый элемент уравнения, разобрался и решил ее.
Так и в бизнесе. Да и в жизни».
Материалы по теме: