На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Rusbase

1 617 подписчиков

Кризисный калькулятор: как оценить шансы бизнеса на выживание

Я убеждена, что продумывать все возможные сценарии, в том числе и негативные, необходимо. Главное — не идите на поводу у страхов и мифов, навеянных российской культурой ведения бизнеса. И ни в коем случае не считайте себя неудачником — в конце концов, это вы уже нашли в себе силы, чтобы начать. Поверьте, большинство не преодолело этот порог.

 

Теперь давайте поговорим, как понять, что пора готовить план на случай закрытия. 

Сначала разберемся с тем, что нам нужно для понимания четкой картины (кроме смелости, конечно):

  • Работающая (пусть даже очень простая) финансовая модель или любой другой инструмент для прогнозирования финансовых результатов. Хрустальный шар инструментом не считается, на всякий случай.

  • Партнеры или ключевые сотрудники, с которыми вы будете обсуждать возможные сценарии. Скорее всего, они увидят какие-то нестыковки, зададут вам дополнительные вопросы. В споре с ними вы лучше поймете свой план действий, опасности и риски.

С инструментами определились. Теперь хорошо бы понять состояние, в котором находится ваша компания.

Для этого я предлагаю использовать калькулятор, где текущее состояние компании и прогнозы оцениваются баллами.

На старте у вас есть 100 баллов. В зависимости от прогнозов в кризис начисляются штрафные очки, которые вычитаются из 100 баллов. Если в итоге остается меньше 50 баллов, угроза закрытия оценивается как серьезная. 


Atstock Productions / Shutterstock


Строим финансовый прогноз

Для того чтобы оценить вероятность закрытия, нам необходимо подготовить финансовый прогноз. Если у вашей компании есть финансовая модель, можно работать в ней. Но для самого базового уровня достаточно обычного отчета движения денежных средств: все доходы по месяцам минус все расходы.

 

Разница между доходами и расходами показывает, хватает компании денег или нет.  Если сумма доходов за месяц меньше суммы расходов, наблюдается кассовый разрыв. 

Берем ваши инструменты для финансового прогнозирования и рисуем прогноз до 2020 года по трем сценариям: оптимистичный, средний и пессимистичный.

Тут важно не пытаться полагаться на «прыжок веры» или на то, что вы произнесете мотивационную речь и продажи вырастут в семь раз. 

Разберем, что из себя представляют три сценария и зачем они нужны.

  1. Оптимистичный сценарий — рост экономики начнется в середине лета. При этом оборот в оставшихся месяцах составит 80% от прошлого года. 

  2. Средний сценарий — спрос будет составлять 60% от прошлого года. Такие цифры в качестве средних указаны в прогнозе McKinsey и Scope Ratings.

  3. Негативный сценарий — это вторая волна вируса в октябре и ноябре, а значит снова замедление работы части отраслей и возможный новый локдаун. 

Как только прогнозы готовы, смотрим, хватает ли денег, что можно подсократить и где ужаться, чтобы хватило. 

  • В первую очередь сокращение стоит начать с инвестиций: на любую разработку, редизайн или исследования можно потратить позже, когда тяжелые времена закончатся. 
  • Затем смотрим операционные расходы: нужен ли офис, что можно убрать из дополнительных плюшек для сотрудников. 
  • Затем сокращение персонала — тяжелый, но часто необходимый шаг. Важно понимать, что прогнозируя, вы не пытаетесь кого-то (и себя, в первую очередь) обмануть. Ваша цель — увидеть реальную картину и риски. 

Отдельное внимание стоит уделить среднему и негативному сценарию — при работе с ними будут видны риски. Важно понимать, что их нельзя полностью исключить, но можно заранее продумать, как с ними работать — составить карту рисков.


Разберем все на примере 

У нас есть сквош-клуб «Маши ракеткой». 

В прошлом году его доходы и расходы по кварталам выглядели так:

«Маши ракеткой»

I квартал 

II квартал 

III квартал 

IV квартал 

Выручка, тыс. руб.

1200

1400

1000

1700

Затраты, тыс. руб.

1122

1234

1410

1052

Реклама

200

300

500

100

ЗП

400

400

400

400

Аренда

450

450

450

450

Налоги (6% от выручки)

72

84

60

102

Сколько денег зарабатывает

78

166

–410

648

Денег на счету на начало квартала

0

78

244

–166

Денег на счету на конец квартала

78

244

–166

482

Видно, что в третьем квартале компания зарабатывала меньше, чем тратила, но смогла пережить этот период за счет накопленных средств, а в четвертом квартале ситуация выправилась. 

Посмотрим на «Маши ракеткой» в 2020 году. 

Средний прогноз выглядит так: в первом квартале планировали рост, но он не случился, так как в марте клиенты начали отказываться от занятий. Во втором квартале была надежда на возобновление работы — этого не случилось, но приходится оплачивать аренду, так как арендодатель не пошел на уступки, и платить зарплату сотрудникам — иначе потом не найдешь. 

Уже во втором квартале заканчивается подушка безопасности, и у компании до конца года не хватает денег. Это называется неконтролируемым кассовым разрывом.

В такие моменты компания вынуждена постоянно искать деньги на оплату счетов, долги увеличиваются как снежный ком — и выбраться из такой ситуации крайне тяжело.

«Маши ракеткой»

I квартал 

II квартал 

III квартал 

IV квартал 

Выручка, тыс. руб.

1200

0

600

1020

Затраты, тыс. руб.

1122

1150

886

1211,2

Реклама

200

300

0

300

ЗП

400

400

400

400

Аренда

450

450

450

450

Налоги (6% от выручки)

72

0

36

61,2

Сколько денег зарабатывает

78

–1150

–286

–191,2

Денег на счету на начало квартала

482

560

–590

–876

Денег на счету на конец квартала

560

-590

–876

–1067,2


Собственники решили посмотреть, что можно сократить в текущей модели и где найти дополнительный источник дохода: еще раз поговорить с арендодателем или поменять зал для тренировок на более дешевый, урезать зарплату персоналу и провести летом дополнительные платные мероприятия, а осенью открыть больше групп. 

«Маши ракеткой»

I квартал 

II квартал 

III квартал 

IV квартал 

Выручка, тыс. руб.

1200

0

700

1520

Затраты, тыс. руб.

1122

1150

592

941,2

Реклама

200

300

0

300

ЗП

400

400

300

300

Аренда

450

450

250

250

Налоги (6% от выручки)

72

0

42

91,2

Сколько денег зарабатывает

78

–1150

108

578,8

Денег на счету на начало квартала

482

560

–590

–482

Денег на счету на конец квартала

560

–590

–482

96,8


Это позволило выйти в небольшой плюс по итогам года. Однако в начале осени ситуация все еще сложная, поэтому собственники предупредили арендодателя о возможных задержках оплат и решили постараться получить как можно больше денег заранее. 

В этом сценарии также возникает ситуация, когда компания зарабатывает меньше, чем тратит. Но под конец года она выправляется — это контролируемый кассовый разрыв

В чем разница?

В случае контролируемого кассового разрыва у компании появляются деньги, которыми она будет расплачиваться с поставщиками и сотрудниками. А значит, часть платежей можно перенести или договориться об отсрочке с пониманием, что деньги на их оплату будут. 

К сожалению, очевидно, что при введении нового карантина осенью компания не сможет заработать достаточно денег, и кассовый разрыв снова станет неконтролируемым.


Работаем с рисками

В результате можно выписать следующие риски:

Риск

Как с ним работаем

Арендодатель откажется снижать арендную плату

Найти другое помещение, поискать несколько вариантов заранее

Персонал уйдет после снижения зарплаты 

Помочь найти дополнительный заработок (например, индивидуальные тренировки), чтобы сохранить уровень дохода

У старой аудитории станет меньше денег, а поиск новой удорожает рекламу

Протестировать несколько разных таргетов с маленьким бюджетом

Вторая волна вируса и повторное закрытие

Разработать экшен-план на случай наступления


Теперь давайте оценим риски закрытия по следующей модели: изначально компания имеет 100 баллов. За каждый ответ «да» по следующей табличке ей начисляется штраф. Если компания набирает в сумме меньше 50 баллов, ее положение в кризис тяжелое — и стоит задуматься о закрытии.

Критерий

Да

Нет

Баллы «Маши ракеткой»

Были проблемы в бизнесе до кризиса (не платили или регулярно задерживали платежи поставщикам или сотрудникам)?

–25

0

0, проблем в бизнесе не было

В среднем варианте прогноза есть неконтролируемый кассовый разрыв (постоянно не хватает денег)?

–25

0

0, кассовый разрыв есть, но он не постоянный

В негативном варианте прогноза есть неконтролируемый  кассовый разрыв (постоянно не хватает денег)?

–25

0

–25, есть


У «Маши ракеткой» ситуация не критическая — 75 баллов. Но самый большой риск для них — новые ограничительные меры в связи со второй волной вируса. На такой случай компании необходим план. В случае второй волны партнеры не смогут продолжать платить сотрудникам или арендодателю.

Собственники договорились, что в таком случае примут решение о закрытии бизнеса и вернутся к сквошу, когда эпидемия останется позади. 


Как принять правильное решение

  • Не бойтесь обдумывать закрытие бизнеса: лучше иметь какой-то план на случай негативного варианта развития событий, чем никакого.

  • Обсуждайте варианты развития событий с командой, партнерами и инвесторами — они помогут найти вам недостатки в вашем плане и подскажут варианты решения.

  • Работаете с цифрами — это сделает ваш прогноз ближе к действительности, поможет понять, какой суммы не хватает и что можно сократить.

  • Анализируйте риски: выпишите их в табличку и обсудите с командой, как их избежать или снизить.

  • Если приходится закрыть бизнес, сохраняйте хорошие отношения с людьми. Это поможет вам в поиске работы или в строительстве нового бизнеса.


Фото на обложке: Bugtiger / Shutterstock

Ссылка на первоисточник
наверх