Отвечу сразу: так работать можно!
Эта модель подходит для «легкого» бизнеса (розничная торговля, оказание услуг), но не годится для масштабных и производственных компаний.
В одной из предыдущих статей я писал про отдел сопровождения. На мой взгляд, это самый сложный участок работы во франчайзинговой системе. Да, в каждом отделе, есть свои нюансы, но выполнения обязательств перед партнерами (франчайзи) – это очень ответственная работа, и это самое главное.
Если работа будет выполнена некачественно, партнеры вправе расторгнуть договор. И придется вернуть всю сумму за паушальный взнос.
Именно от отдела сопровождения зависит, в какие сроки откроются партнеры, как быстро получат товар, на каком уровне будет оказана поддержка, где и какие новости будут размещены об открытии, какой маркетинг будет запущен, какой персонал будет работать и многое другое. С уверенностью скажу, что, если опыт предпринимателя позволяет отвечать на эти запросы, продать/купить франшизу можно.
Успех партнера на 80% зависит от УК! 20% – это действия партнера.
При выборе франшизы в первую очередь смотрите не на их упаковку, количество филиалов, отдел продаж, а на отдел сопровождения. Если руководитель компании специализируется на продаже, то у компании дорогая франшиза, красиво говорящие продажники. Их основной доход – это максимально заработать на паушальном взносе.По теме: 5 нестандартных правил успешного бизнеса от создателя Basecamp
Хорошим примером франшизы служит «Макдоналдс». Востребованный продукт, отличный отдел сопровождения, колоссальная маркетинговая поддержка. Они продают франшизу только достойным и сильным партнерам, которых выбирают сами.
Так вот, продавать франшизу несуществующей собственной рабочей торговой точки вполне реально.
Любой бизнес – это копирование успешного бизнеса. Если вы скопировали бизнес, поменяли название, то эту модель можно продать по франшизе. Но нужно учитывать, что продать такую франшизу будет сложнее, чем рабочую модель с открытой торговой точкой.Давайте посмотрим, на что стоит обратить внимание управляющей компании (УК) при продаже своей франшизы:
-
Бизнес должен быть интересным;
-
Бизнес должен быть прибыльным;
-
Красивая упаковка;
-
Качественная поддержка.
На что стоит обратить внимания потенциальным партнерам при покупке франшизы:
-
Подходит ли бизнес по интересам;
-
Соответствует ли прибыльность вашим ожиданиям;
-
Маркетинг;
-
Качественная поддержка;
-
Опыт предпринимателя.
Про пункты 1-4 можете прочитать более подробно в предыдущих статьях. Здесь хочется сделать акцент на пункте «опыт предпринимателя» – того, кто продает франшизу.
Как я уже говорил, я работал во многих сферах франчайзинга – упаковывал, продавал, сопровождал, регистрировал товарный знак, помогал с логистикой, консультировал в юридических и бухгалтерских вопросах, в маркетинге и многом другом. Исходя из своего опыта, я считаю, что есть четкая граница между рынками – розницей, оптом, е-коммерцией и франчайзингом. Предприниматели, как правило, имеют определенные способности в своей сфере. И, я считаю, так и должно быть: трудно стать хорошим бухгалтерским специалистом и отвечать за маркетинг одновременно. Поэтому схема, предложенная мной, будет работать на практике. О том, как это сделать, покажу на примере.
Собственный пример
Недавно я начал упаковывать два бизнеса. Эти бизнесы – не новые на рынке, я скопировал с действующих бизнес-моделей, которые уже зарекомендовали себя. Они на самом деле рабочие и приносят прибыль УК и партнерам. Но я знаю, что у них проблемы с отделом сопровождения. Долго не размышляя, я понял, что можно выстроить франчайзинговую сеть по их модели, но со своей хорошей поддержкой.По теме: Как правильно выбрать регион для бизнеса?
Выгода для потенциальных партнеров от такой схемы:
-
Хорошая поддержка. У меня есть четкие обязанности: помочь партнерам. Я не занимаюсь развитием собственной торговой точки. Могу нанять профессиональных маркетологов, классных дизайнеров, крутого директолога, опытного HR-специалиста и других узкопрофильных специалистов, которые все будут работать над одной целью: оказать поддержку партнерам.
-
Низкая цена. Учитывая, что первые партнеры – это первопроходцы, и, грубо говоря, на них тестится бизнес-модель (хотя этот бизнес в практике весьма удачный), то и цена на приобретение франшизы будет символическая.
-
Юридическая защищенность. Договоры, которые я использую, отличаются от многих франчайзинговых. Это не лицензионный договор, не договор коммерческой концессии, это простой и понятный договор, в котором четко прописаны обязательства сторон. И если моя сторона не выполнит какое-либо обязательство, то партнер вправе потребовать возмещение расходов в досудебном порядке.
-
Опыт. Я специализируюсь на отделе сопровождения, я знаю, каким он должен быть, чтобы решить все вопросы по открытию бизнеса, и могу продавать свой опыт.
-
Роялти. Для первых партнеров роялти будет отсутствовать. Это справедливо. Потенциальные партнеры не знают про мой профессиональный опыт. Отсутствие роялти – это плата за их доверие.