Компании, которые позиционируют себя в качестве финансовых консультантов, стали активно предлагать заемщикам повысить их шансы на новый кредит, изменив кредитные отчеты.
Такие «консультанты» берут с заемщиков плату и рассылают в БКИ запросы о внесении изменений в кредитную историю.
Среди тысяч ежемесячных обращений от потребителей шестая часть — запросы с признаками фиктивности, сообщил гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.
В июле—августе количество подобных жалоб удвоилось по сравнению с докризисным периодом.«Таких писем с просьбой «исправить все» мы получаем сотни в неделю», — отметил и гендиректор Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Артур Александрович. По его словам, мошенники активизировались с начала 2020 года, но до кризиса письма отправляла одна компания, а «с начала карантина появилась вторая волна таких обращений».
В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) отметили рост числа прошений изменить содержание кредитных отчетов с конца июля.
Фиктивные обращения на оспаривание записей в кредитной истории подготовлены по единому шаблону или формату, подписи на них крайне похожи.
Как пояснили в ОКБ, раньше мошеннические запросы в основном рассылались от имени компаний, но с начала пандемии требования исправить записи в кредитном отчете стали приходить от конкретных заемщиков.
«Если заемщик считает, что в его кредитной истории допущена ошибка, то достаточно обратиться непосредственно к кредитору или в бюро, чтобы инициировать проверку. Это абсолютно бесплатно», — пояснил Александрович.
По закону «О кредитных историях» (218-ФЗ) заемщик в любой момент имеет право полностью или частично оспорить информацию, которая содержится в кредитном отчете.
Бюро, получившее такой запрос, обязано в течение 30 дней провести дополнительную проверку записей, внесенных в кредитную историю.